Фильм «Небо для Сережи» активно обсуждали зрители после показа на фестивале. Мы взяли интервью у режиссера Анны Веселовой и продюсера Дарьи Вахрушевой.
– Как возникла идея вашей картины?
– Анна (далее А): Я искала героев для своего проекта и хотела найти, людей–«самодельщиков», которые что-то создают своими руками.
– Дарья (далее Д): А я наткнулась на Сергея Шевчика в СМИ.
– Какое впечатление он на вас произвел?
– А: Сережа – очень сложный, неоднозначный герой. В нем соединились редкая одаренность и абсолютное неумение коммуницировать. Его стиль общения часто бывает агрессивным, из-за чего этот человек редко вызывает симпатию у окружающих. Если бы он немного изменил подход к коммуникации, возможно, смог бы добиться большего успеха. А вот его конкурент Барсов производит впечатление открытого и дружелюбного человека, который не выглядит злодеем. Хотя он – Сережин антагонист. Это – интересный персонаж, о котором тоже можно было бы снять картину. Он кажется более уверенным, чем Сергей, с ним проще установить контакт и приятнее общаться. В отличие от него, Сергей вызывает негативные эмоции, хотя создает впечатляющие проекты, заботится о сыне, активно развивает его способности, занимается экологическими проблемами, неравнодушен к окружающему миру. И это здорово. Тем не менее, общаться с ним сложно.
– Д: Сергей – прекрасный, хотя и весьма сложный человек, буквально сотканный из конфликтов. Он самостоятельно конструирует самолеты и летает на них. Все его внутренние противоречия связаны с мечтой о небе и трудностями в ее реализации.
– А с какими трудностями столкнулись в ходе съемок вы?
– А: Процесс создания фильма оказался сложным, поскольку у нас было много идей, которые не вошли в финальную версию. Одна из причин этого – удаленность локаций. Если бы Сергей жил в Екатеринбурге или Москве, нам было бы гораздо проще организовать съемки. Однако он обитает далеко от нас, в Сургуте. Поэтому мы должны были заранее понимать, что именно будем снимать. Но, когда мы созванивались с Сергеем, он сам не знал, что будет завтра. С ним невозможно было что-то планировать.
В результате мы собрали много разрозненного материала, который надо было приводить в порядок. Сергей был полон идей: он хотел заниматься и экологией, и путешествием с сыном на Эльбрус, и починкой самолета для друзей, и разработкой проекта беспилотника на основе своего старого самолета. Все это сбивало нас с толку: мы не знали, какую основную линию выбрать. Кроме того, у него были конфликты с Барсовым, с мэрией и даже с женой, что создавало дополнительные трудности.
Процесс съемок оказался непростым, а монтаж – длительным. Мы создали множество версий, некоторые из которых были значительно длиннее, но в конечном итоге нам удалось выстроить логику фильма.
– Д: Проблема была зачастую в том, что сам Сергей – человек неуловимый. он порой звонил мне и говорил: «Сейчас я еду из Казани в Альметьевск с новым мотором для самолета, у меня крылья привязаны к газели, а теперь нас остановили полицейские, а теперь я праздную свой день рождения в какой-то мастерской». Мы спрашивали: можно ли приехать это снимать, на что он отвечал отрицательно.
– А: Эмоций было очень много. Сергей постоянно находился в состоянии борьбы, и это создавало тяжелую атмосферу. К концу эмоции нарастали: я вносила много правок, отправляла на студию, там нас тоже пытались кое-что поправить, приходилось переделывать, меняя всю структуру фильма. Мы несколько раз перекраивали материал, и ожидание результата было порой разочаровывающим. Многочисленные правки стали нелегким испытанием для нас.
– Что вы надеетесь донести до зрителей в итоге?
– А: Режиссеры никогда не снимают фильмы, чтобы что-то «донести». Если бы это было так, то мы занимались бы дидактикой, пытаясь воспитать зрителя и возвыситься над ним. На самом деле мы рассказываем историю, пытаемся приблизиться к человеку, понять его мотивации и поступки. Например, меня интересует, как быть успешным. У Сергея есть способности, ресурсы и даже деньги – у него два гектара земли и свой аэродром. Если бы он все это продал, мог бы купить квартиру в Москве. Но он предпочитает заниматься тем, что делает его счастливым. Он может жаловаться на жизнь и чувствовать себя жертвой, но в целом ему комфортно. Я задумывалась, почему он так живет, и поняла: ему просто нравится быть в роли героя, борющегося с трудностями. Мы все живем в разных реальностях, он искренне верит в свою.
– Каково ваше мнение о фестивале документального кино?
– А: Я всегда отношусь положительно к фестивалям документального кино, потому что они раскрывают какую-то новую правду о человеке, наталкивают на новые мысли. Документальное кино, как никакое другое, позволяет глубже понять героев, показывая их многогранность. И в целом, документальное кино обладает фактурой, которой нет у художественных картин.
Анжелика Соломенцева
студентка Департамента журналистики УрФУ