СОТКАННЫЙ ИЗ КОНФЛИКТОВ

Фильм «Небо для Сережи» активно обсуждали зрители после показа на фестивале. Мы взяли интервью у режиссера Анны Веселовой и продюсера Дарьи Вахрушевой.

– Как возникла идея вашей картины?

– Анна (далее А): Я искала героев для своего проекта и хотела найти, людей–«самодельщиков», которые что-то создают своими руками.

– Дарья (далее Д):  А я наткнулась на Сергея Шевчика в СМИ.

Какое впечатление он на вас произвел?

– А: Сережа – очень сложный, неоднозначный герой. В нем соединились редкая одаренность и абсолютное неумение коммуницировать. Его стиль общения часто бывает агрессивным, из-за чего этот человек редко вызывает симпатию у окружающих. Если бы он немного изменил подход к коммуникации, возможно, смог бы добиться большего успеха. А вот его конкурент Барсов производит впечатление открытого и дружелюбного человека, который не выглядит злодеем. Хотя он – Сережин антагонист. Это – интересный персонаж, о котором тоже можно было бы снять картину. Он кажется более уверенным, чем Сергей, с ним проще установить контакт и приятнее общаться. В отличие от него, Сергей вызывает негативные эмоции, хотя создает впечатляющие проекты, заботится о сыне, активно развивает его способности, занимается экологическими проблемами, неравнодушен к окружающему миру. И это здорово. Тем не менее, общаться с ним сложно.

– Д: Сергей – прекрасный, хотя и весьма сложный человек, буквально сотканный из конфликтов. Он самостоятельно конструирует самолеты и летает на них. Все его внутренние противоречия связаны с мечтой о небе и трудностями в ее реализации.

– А с какими трудностями столкнулись в ходе съемок вы?

– А: Процесс создания фильма оказался сложным, поскольку у нас было много идей, которые не вошли в финальную версию. Одна из причин этого – удаленность локаций. Если бы Сергей жил в Екатеринбурге или Москве, нам было бы гораздо проще организовать съемки. Однако он обитает далеко от нас, в Сургуте. Поэтому мы должны были заранее понимать, что именно будем снимать. Но, когда мы созванивались с Сергеем, он сам не знал, что будет завтра. С ним невозможно было что-то планировать.

В результате мы собрали много разрозненного материала, который надо было приводить в порядок. Сергей был полон идей: он хотел заниматься и экологией, и путешествием с сыном на Эльбрус, и починкой самолета для друзей, и разработкой проекта беспилотника на основе своего старого самолета. Все это сбивало нас с толку: мы не знали, какую основную линию выбрать. Кроме того, у него были конфликты с Барсовым, с мэрией и даже с женой, что создавало дополнительные трудности.

Процесс съемок оказался непростым, а монтаж – длительным. Мы создали множество версий, некоторые из которых были значительно длиннее, но в конечном итоге нам удалось выстроить логику фильма.

– Д: Проблема была зачастую в том, что сам Сергей – человек неуловимый. он порой звонил мне и говорил: «Сейчас я еду из Казани в Альметьевск с новым мотором для самолета, у меня крылья привязаны к газели, а теперь нас остановили полицейские, а теперь я праздную свой день рождения в какой-то мастерской». Мы спрашивали: можно ли приехать это снимать, на что он отвечал отрицательно.

– А: Эмоций было очень много. Сергей постоянно находился в состоянии борьбы, и это создавало тяжелую атмосферу. К концу эмоции нарастали: я вносила много правок, отправляла на студию, там нас тоже пытались кое-что поправить, приходилось переделывать, меняя всю структуру фильма. Мы несколько раз перекраивали материал, и ожидание результата было порой разочаровывающим. Многочисленные правки стали нелегким испытанием для нас.

Что вы надеетесь донести до зрителей в итоге?

– А: Режиссеры никогда не снимают фильмы, чтобы что-то «донести». Если бы это было так, то мы занимались бы дидактикой, пытаясь воспитать зрителя и возвыситься над ним. На самом деле мы рассказываем историю, пытаемся приблизиться к человеку, понять его мотивации и поступки. Например, меня интересует, как быть успешным. У Сергея есть способности, ресурсы и даже деньги – у него два гектара земли и свой аэродром. Если бы он все это продал, мог бы купить квартиру в Москве. Но он предпочитает заниматься тем, что делает его счастливым. Он может жаловаться на жизнь и чувствовать себя жертвой, но в целом ему комфортно. Я задумывалась, почему он так живет, и поняла: ему просто нравится быть в роли героя, борющегося с трудностями. Мы все живем в разных реальностях, он искренне верит в свою.

– Каково ваше мнение о фестивале документального кино?

– А: Я всегда отношусь положительно к фестивалям документального кино, потому что они раскрывают какую-то новую правду о человеке, наталкивают на новые мысли. Документальное кино, как никакое другое, позволяет глубже понять героев, показывая их многогранность. И в целом, документальное кино обладает фактурой, которой нет у художественных картин.

Анжелика Соломенцева
студентка Департамента журналистики УрФУ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.