Райский уголок

Фильм «Каникулы в Лопшеньге» (реж. Наталья Саврас, кинокомпания «Снега», Екатеринбург) собрал во время фестиваля «Россия» полный зал Дома кино. Люди располагались даже на ступеньках между рядами.

Действие картины разворачивается в старинной поморской деревне Лопшеньга. Ей 510 лет, и расположена она в Архангельской области на берегу Онежского полуострова у Белого моря. Говорят, что за пять-семь тысяч лет до нашей эры в эти края пришли лопари  –  представители древней народности саами. А в 1694 году (по легенде) недалеко от Лопшеньги во время шторма побывал Петр Великий, отправившийся из Архангельска на Соловки. В 30-е годы прошлого века здесь был организован рыболовецкий колхоз. Рыба и грибы сегодня – главные дары природы в этом месте. Деревня связана с именами писателей Михаила Пришвина и Юрия Казакова. А в 2020 году в Лопшеньге открылся первый в России музейно-этнографический комплекс «Воздушные причалы Белого моря», так как с 1965 года здесь работает аэродром местной авиации.

Сейчас в Лопшеньге проживает не более трехсот человек, но каждое лето население увеличивается в пять раз за счет приезжающих на отдых внуков местных жителей. Дети добираются в поселок на небольшом самолетике     AH-2, осуществляющем два рейса в неделю. Пока это единственный способ попасть сюда.

Дети и стали главными героями картины. Они, по мнению режиссера, –самые интересные объекты для наблюдения. В фильме мальчишки собираются вместе, играют в настольные игры, делятся планами на будущее, обсуждают новости, покоряют новые для себя высоты в виде деревянных заборов и чердаков, где рассказывают друг другу страшные истории. Наконец, строят из подручного материала оригинальную инсталляцию в виде огромной рыбы, до конца даже не догадываясь, что совершают акт настоящего творчества, что произведение это будет стоять на фоне моря и удивлять окружающих и после того, как ребята вернутся в свои городские дома. Режиссер снимает детей привычной камерой. Они естественны во всех своих проявлениях. Но когда в деревню приезжает телевидение, и журналисты начинают указывать жителям, где встать и что сказать, мы начинаем понимать разницу двух подходов: в кино нам показывают жизнь, а по телевизору – «жизнь по сценарию».

Картина Натальи Саврас приковывает внимание зрителей своей теплой, непринужденной, естественной атмосферой. Оказывается, тепло бывает и в северных широтах, если там живут приветливые, доброжелательные люди.

Валерия Петрова, Светлана Акентьева,
студентки Департамента журналистики УрФУ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.