Фильм «Каникулы в Лопшеньге» (реж. Наталья Саврас, кинокомпания «Снега», Екатеринбург) собрал во время фестиваля «Россия» полный зал Дома кино. Люди располагались даже на ступеньках между рядами.
Действие картины разворачивается в старинной поморской деревне Лопшеньга. Ей 510 лет, и расположена она в Архангельской области на берегу Онежского полуострова у Белого моря. Говорят, что за пять-семь тысяч лет до нашей эры в эти края пришли лопари – представители древней народности саами. А в 1694 году (по легенде) недалеко от Лопшеньги во время шторма побывал Петр Великий, отправившийся из Архангельска на Соловки. В 30-е годы прошлого века здесь был организован рыболовецкий колхоз. Рыба и грибы сегодня – главные дары природы в этом месте. Деревня связана с именами писателей Михаила Пришвина и Юрия Казакова. А в 2020 году в Лопшеньге открылся первый в России музейно-этнографический комплекс «Воздушные причалы Белого моря», так как с 1965 года здесь работает аэродром местной авиации.
Сейчас в Лопшеньге проживает не более трехсот человек, но каждое лето население увеличивается в пять раз за счет приезжающих на отдых внуков местных жителей. Дети добираются в поселок на небольшом самолетике AH-2, осуществляющем два рейса в неделю. Пока это единственный способ попасть сюда.
Дети и стали главными героями картины. Они, по мнению режиссера, –самые интересные объекты для наблюдения. В фильме мальчишки собираются вместе, играют в настольные игры, делятся планами на будущее, обсуждают новости, покоряют новые для себя высоты в виде деревянных заборов и чердаков, где рассказывают друг другу страшные истории. Наконец, строят из подручного материала оригинальную инсталляцию в виде огромной рыбы, до конца даже не догадываясь, что совершают акт настоящего творчества, что произведение это будет стоять на фоне моря и удивлять окружающих и после того, как ребята вернутся в свои городские дома. Режиссер снимает детей привычной камерой. Они естественны во всех своих проявлениях. Но когда в деревню приезжает телевидение, и журналисты начинают указывать жителям, где встать и что сказать, мы начинаем понимать разницу двух подходов: в кино нам показывают жизнь, а по телевизору – «жизнь по сценарию».
Картина Натальи Саврас приковывает внимание зрителей своей теплой, непринужденной, естественной атмосферой. Оказывается, тепло бывает и в северных широтах, если там живут приветливые, доброжелательные люди.
Валерия Петрова, Светлана Акентьева,
студентки Департамента журналистики УрФУ