Режиссер Николай Цонку не просто снимает документальное кино, а проживает события вместе со своими героями. Его фильм «Штурмовики» – реальная и глубокая история о жизни бойцов. Николай рассказал нам о ходе съемок, реакции зрителей и значимости документального кино.
– Как Вы работали с военными, чтобы запечатлеть их опыт и переживания в фильме?
–Чтобы эти люди доверяли тебе, стали друзьями и понимали твое отношение к происходящему, нужно жить с ними, как говорится, плечом к плечу, как в битве следует бойцу. Они –мои боевые братья и друзья. С ребятами никто не разговаривает по душам, но когда начинаешь говорить с ними честно, то они раскрываются: человек может и заплакать, и засмеяться. Я считаю, что каждому нужно выговориться, облегчить душу. Например, главный герой Кузя вряд ли сможет каждому рассказать про то, что его папа погиб, когда узнал про ранение сына. Военные – боевые ребята, но, когда разговор заходит о личном, затрагиваются самые ранимые струны души.
– Расскажите, пожалуйста, о процессе съемки.
–Все было снято в режиме реального времени и в один день: подготовка к штурму, сам штурм, выход на эвакуацию, эвакуация. Для интервью я поймал Кузю и попросил выделить мне 20 минут. Зашел в дом к другим солдатам, чтобы поговорить с каждым. Никаких постановок не было.
– После обсуждения картины на фестивале к Вам подходили зрители. Что они говорили?
–Благодарили за фильм. До людей доносится очень мало окопной правды. В нашем информационном поле показывают, что все хорошо, но никто не говорит о том, через какие события проходят наши ребята.
– На обсуждении фильма Вы говорили, что соврать в зоне СВО получится только один раз, второго не будет. Что это означает?
– Это значит, что ты должен быть честным. Если один раз соврал, то бумеранг прилетит сразу же или на следующий день.
– Какой момент в фильме является ключевым?
– Это момент, когда Саня надевает автомат и говорит: «страшно очень» (цитата изменена). Но Саша –командир и не должен показывать слабость перед товарищами. Невозможно привыкнуть и к тому, что ты можешь погибнуть. За долю секунды можно перейти в статус «мертвый». Парни всегда говорят: непонятно, вернешься ли живым.
– Что у Вас в планах?
–Уже есть 6-серийный фильм «Записки с Донбасса» о многодетных отцах на фронте, об их героизме, подвигах, мужестве. Некоторые из них воюют вместе с сыновьями. Проект вышел на канале «Военный продюсер». Также есть готовый фильм, который скоро обретет свою публичную жизнь, называется «Плен». Он о пленных военнослужащих ВСУ. Эти люди жили у нас в разветбате 2 месяца: мы их кормили, поили. Я снимал все, что они говорили. Сейчас перевожу фильм на английский язык, чтобы показать его еще и западной аудитории.
– Представите его на каком-нибудь фестивале?
–Не исключено.
– Видели ли Вы фильмы других режиссеров?
–Видел «Театр на линии фронта» – сильный фильм, он мне близок. Я сам актер, сыграл много ролей. Думал, что именно эта картина будет победителем. Но фильм «Я иду домой» от канала Россия 1 тоже снят качественно, красиво и достойно.
– Поделитесь впечатлениями от фестиваля.
–Он очень теплый и дружелюбный. Хочу выразить благодарность руководству и организаторам. Фестиваль состоялся несмотря на отсутствие финансовой поддержки, что особенно важно в юбилейный год. Провели фестиваль достойно. Спасибо, что дают авторам показать свои фильмы и высказаться.
– Каково, на Ваш взгляд, будущее документального кино?
– Документальное кино выходит на первый план, зрителей все больше интересуют реальные истории. Художественное кино тоже будет жить, но оно поменяет свою направленность. Документалистика – это эксклюзив, там нет постановки, все происходит здесь и сейчас. Это сила и правда, а сила в правде. Поэтому оно имеет большое будущее. Я считаю, что нужно проводить кинофестивали, открывать новые площадки, устраивать государственные конкурсы, стимулировать авторов премиями, чтобы они больше снимали. Надо создавать историю своими руками, чем я и занимаюсь.
Елизавета Федореева,
студентка Департамента журналистики УрФУ